Интервью с Тимуром Григорьевичем Беставишвили, Президентом группы компаний «Evolution», Санкт-Петербург,


Эффективность управления бизнесом всегда актуальна. Если эта задача решена, то и в сложных экономических обстоятельствах компания будет держать удар и развиваться. Мы заинтересованы в стабильности индустрии здоровья и красоты и поэтому подготовили для отраслевых специалистов серию интервью с нашими экспертами. Надеемся, что информация поможет вам выстоять и обрести новые возможности в этот сложный период. Первым мы попросили ответить на вопросы портала SpaceHealth.ru Тимура Григорьевича Беставишвили, так как его профессиональное мнение основывается на огромном опыте, а учебный центр, который он возглавляет, выпускает специалистов, готовых качественно решать многозадачные уравнения в области веллнесса-фитнеса. 


y_0c439861.jpg

Эксперт портала индустрии здоровья и красоты SpaceHealth.ru


Портал SpaceHealth.ru :

Тимур Григорьевич, сейчас индустрия испытывает объективные сложности. На ваш взгляд, какие шаги следует предпринять руководству веллнесс-клубов, фитнес-центров? От чего следует отказаться? В чем может быть залог успеха индустрии в целом?


Тимур Григорьевич Беставишвили:

Честно говоря, я не вижу особых объективных сложностей, которые были бы новыми. Все сложности старые, и одна из самых главных: неумение пользоваться головным мозгом при принятии решений. Вернее. Сейчас наиболее ярко видны последствия тех ошибок, которые легли в основу концептуальных решений в прошлом. Еще на стадии подготовки проектов мы создаем клубы, не думая, а НАДЕЯСЬ на чудо, а потом, в частности, сейчас, в «кризис», поступаем ситуативно, без четкого понимания ситуации и тенденций изменения покупательского поведения. Сейчас в невыгодном положении оказываются объекты, предлагающие дорогие услуги, так называемые «статусные» или «премиальные» клубы и отели.. Они и раньше дышали на ладан, их руководители, в основном, «понтовались», годами не получая прибыли, а уж сейчас… В выигрыше, как обычно, оказываются те, кто создает продукты с минимальной себестоимостью. Не случайно, у нашей компании в последние годы повышалась доля аудиторских проектов. Все больше людей начинают понимать, что они создали что-то не то. Клуб есть, выручка есть, а денег в итоге нет. Теперь многие собственники с удивлением понимают, что выручка и прибыль – разные вещи. Настало время оптимизации всего – расходов, штатного расписания, ассортиментной и ценовой политики. Надо, наконец-то, учиться думать и считать ДО, а не посыпать голову пеплом ПОСЛЕ и сетовать, что «работать не с кем».


SH: Вы являетесь автором книг, которые актуальны как профессионалам, так и поклонникам здорового образа жизни. Расскажите, пожалуйста, почему для новой книги «Организационно-экономические факторы становления фитнес-клуба» Вы выбрали такую нестандартную форму - формат докторской диссертации?

Т.Г. Беставишвили: У нас нет науки о фитнесе, её нужно создавать, и организационная структура имеет не последнее значение в этом деле. Нужны места, где будут обучать, нужны учебные пособия, нужны преподаватели, которые, в свою очередь получили соответствующее образование и даже реализовали что-то на пятой стадии. Нужны кандидаты, доктора наук, и даже, не смейтесь, члены-корреспонденты и академики. Но все мы знаем, что у нас нет даже юридического определения фитнеса, и об этом будет подробно говориться в первом разделе новой книги. Нет профессии тренера по фитнесу, администратора, управляющего фитнес-клубом. Какие уж тут «доценты с кандидатами»…

Чтобы стать кандидатом каких-то наук, нужно иметь хотя бы соответствующий ученый совет, который отвечает за профессиональный рост в определенной области знаний. Этот совет может выработать систему регламентов знаний и умений, которые требуются от любого «растущего» специалиста. В этом ученом совете должны присутствовать признанные авторитеты в данной области знаний, в свою очередь «остепененные». Должна быть выделена специальность, специализация, должен существовать шифр этой специальности, и лишь в её рамках можно назначать и утверждать темы диссертационных работ. Должны быть профильные, так называемые, «ВАКовские журналы», в которых обязательно нужно размещать хотя бы минимальное количество публикаций по теме диссертационной работы. Должна быть система научного руководства работой соискателей и аспирантов по любой специальности или специализации. Как написано в основных положениях о диссертационной работе, диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть посвящена разработке актуальных вопросов …». Ну, с этим в нашей сфере деятельности все в порядке, любой вопрос, который не возьми, не просто актуален, а катастрофически актуален. В отношении докторской диссертации все куда строже: здесь нужно не просто «рассматривать вопросы», а создать новое направление в науке.

Интересно, не правда ли? Но будет еще интереснее, если вы будете проецировать все сказанное на нашу сферу деятельности. Где наши ученые советы, где наши «остепененные» специалисты, где шифры специализаций, где журналы? Ничего этого у нас нет.

Мои книги, как говорят, дают некоторые знания. Кто бы мне подсказал, в какой области? Педагогики? Экономики? Психологии? А что будет написано в «корочках» кандидата или доктора наук по специализации, связанной с фитнесом? Если я бы задумал защититься, то в каком именно ученом совете, по какому шифру специальности? Ладно, избыточной скромностью я не страдаю, поэтому задам еще один вопрос: а кто согласился бы выступить моим научным руководителем или, что еще смешнее, официальным оппонентом? Не почетным, формальным, а настоящим?

Есть еще проблемы. Степень кандидата наук в последние годы стало чуть ли не регалией мелкого жулика от науки. Во-первых, тема компиляции, просто говоря, списываний диссертаций, превратилась в глобальную проблему, и появились даже программы, которые определяют уровень плагиата в каждой диссертационной работе. Надо сказать, результаты иногда ошарашивают, если не верите, зайдите на сайт www.dissernet.org. Во-вторых, подавляющее большинство диссертационных работ отличается мелкотой темы, и это, похоже, никого не смущает. Не буду критиковать других, начну с себя. Например, пару лет назад при обсуждении в одном из ВУЗов предполагаемой темы моей диссертации, меня уверяли, что тема «Обоснование необходимости разработки курса обучения для руководителей фитнес-клубов» чрезвычайно важна и имеет высокую научную актуальность. Тогда я предложил немедленно защитить эту работу прямо в кабинете, что и проделал, убедительно заявив: «Уважаемые члены ученого совета! Разработка курса обучения необходима!!! У кого есть возражения? Ни у кого? Выражаю благодарность оппонентам за критику! Можно их привести в чувство и унести. Белые шары бросайте вот в эту вазу».

Так что, извините, коллеги, в этой комедии я участвовать не собираюсь. Да и степень «кандидат каких-то наук» в применении к моим летам выглядит довольно забавно.

Поэтому я решил написать работу именно о том, что я считаю важным и нужным, без привязки к экономике, педагогике, управлению и даже неопределенным понятийным и терминологическим монстрам типа «маркетинга». И оформить эту работу в строгом соответствии с требованиями, которые предъявляются к диссертациям на соискание ученой степени доктора наук. Каких наук? Думаю, это вопрос риторический. На внимание Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК), которая рассматривает и утверждает диссертации, я не претендую. Хотя тот бред, что она иногда утверждает в качестве диссертаций, внушает просто ужас.


SH:
Какие планы на будущее?

Т.Г. Беставишвили: Закончить новую книгу – это в первую очередь. И дальше работать, естественно. Как я сказал, увеличивается доля аудиторских проектов, то есть фундаментальной переделки плохо работающих объектов, они значительно сложнее обычных проектов, но и интереснее. Появились и новые , нишевые проекты. которые курирует наша компания, у них есть интересные перспективы, прежде всего, экономические. Речь идет о создании предприятий совершенно нового формата в нашей сфере. Думаю, так называемый «кризис» все расставит по местам, глупые уйдут с рынка, расчистив место умным. Кризис – это когда закрываются какие –то двери, но непременно открываются новые. Вот мы их и открываем.


SH:
Тимур Григорьевич, спасибо за интервью, в завершении сегодняшнего разговора, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям профессионалам индустрии здоровья и красоты?


Т.Г. Беставишвили: Первое: объективности в оценке собственного предприятия. Второе: ума для разработки системы изменений и планов дальнейшего развития. Третье: мужества в принятии решений. Четвертое: последовательности и терпения, так как ничего не получается сразу, лишь время приносит плоды. 



Возврат к списку